Пациент практически всегда в процессе лечения лишен возможности не то что ознакомиться со своими медицинскими документами, но зачастую - не знает своего диагноза, прогнозов, как его обследуют и чем его лечат или собираются лечить

08.10.2016

Платные медицинские услуги. Особенности.

Известно, что медицинские услуги, оказываемые населению на этапе доврачебной, амбулаторной или стационарной медицинской помощи всегда так или иначе оплачиваются.00938.jpg
Если медицинское учреждение работает в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), - оплата осуществляется через территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) по расценкам ОМС. 
Если медучреждение работает со страховыми компаниями по системе  добровольного медицинского страхования (ДМС), - оплата осуществляется из фонда ДМС по согласованным расценкам медицинского учреждения со страховой компанией,  осуществляющей платежи медучреждению строго по каждому факту обращений за медицинской помощью, по каждой медицинской процедуре, по каждому действия медицинского характера и т.д. 
Медицинское учреждение может осуществлять свою деятельность, не зависимо от того, работает оно по программам ОМС или (и)  ДМС, так же по договорам оказания платных медицинских услуг  непосредственно с физическими лицами. 
Практически наиболее предпочтительными для любого медицинского учреждения является второй и третий варианты условий оказания медицинской помощи. Почему?
Во-первых, по причине разницы расценок на медицинские услуги, нередко различающиеся в разы не в пользу ОМС, что увеличивает рентабельность, инвестиционную привлекательность,  
во-вторых, объемом,  перечнем видов медицинских услуг, качеством оборудования и средств медицинского назначения, наличием опытных и высококвалифицированных узких клинических и научных медицинских специалистов и т.д так же не в пользу ОМС, 
в-третьих, "худо-бедно" функционирующей государственной системой контроля качества медицинской помощи, осуществляемой по ОМС и фактическим ее отсутствием в системе ДМС  и по договорам на оказание платной медицинской помощи. 
Наиболее частой и болезненной для любого  медицинского учреждения, а так же конечного потребителя платной медицинсклй услуги,  является ситуация спора,  а зачастую и судебной тяжбы с физическими лицами - пациентами или (и) их представителями (родственниками).
Что понимается законодателем под договором оказания платной медицинской услуги? По общепринятым правилим этот гражданский договор должен соответствовать требованиям главы 39 Гражданского Кодекса РФ. В противном случае это соглашение рискует стать недействительным с соответствующими неблагоприятными последствиями прежде всего для медицинского учреждения, - возврат уплаченных по договору денежных средств и взыскание штрафных санкций. Надо сказать, что подобная ситуация крайне редка по той причине, что суд при отсутствии соответствующего требования со стороны истца по своей инициативе признавать такой договор недействительным не будет. А охотников судиться с медицинскими учреждениями прямо скажем, пока не много.
Так как договор платных медицинских услуг, - это всегда договор присоединения, ст.428 Гражданского Кодекса РФ, то на медицинское учреждение возлагается соответствующая ответственность по незаконному, неграмотному оформлению соглашения. Так, в случае если договорные условия искючают или ограничивают ответственность медицинского учреждения за нарушение обязательств либо содержат другие явно обременительные для присоединившейся стороны (получателя платной  медицинской услуги) условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора, - в этом случае пациент вправе требовать расторжения или изменения договора.
В моей  практике по представлению интересов пациентов в судах по спорам с медучреждениями нередки случаи небрежного, неграмотного составления подобных договоров со стороны медицинских учреждений, - не указываются сроки предоставления медицинской услуги, конкретный перечень манипуляций медицинского характера, цена договора, гарантийный срок,  в соглашениях указываются подложные, недействительные реквизиты юридического лица - медучреждения или ИП и т.д.
Если медицинское учреждение нацелено на честные, цивилизованные отношения с получателем медицинской услуги или его представителем, - необходимо четкое, грамотное  соблюдение требований закона хотя бы относительно составляющих договорных условий, что будет свидетельствовать на первом этапе хотя бы об уважительном отношении к пациенту.  Я уже не говорю о добровольном информированном согласии, которое в большинстве случаев  профанация хотя бы потому, что пациент, подписывая этот документ не понимает, что он действительно подписывает и какие у него есть права.
На первый взгляд буквальное соблюдение требований Гражданского Кодекса РФ при составлении текста договора платных медуслуг со стороны медучреждения может показаться "излишним" и даже  как бы "вредным" для медучрежения. Логика администрации медучреждения в этом случае проста,- "чем меньше будет знать договаривающаяся строна - пациент, тем для всех лучше", "возникают лишние вопросы", "священная врачебная тайна" и т.д. Но как показала практика, - в случае если администрация медучреждения не нацелена "впаривать" ненужные и дорогие составляющие медицинской услуги пациенту, что бы  окупить дорогую рекламу, но - стремится к серьезным, уважительным  и честным отношениям с пациентом, в этом случае  к последнему надо относиться как к здравомыслящему, грамотному потребителю услуги, даже независимо от степени его "адекватности" или "медицинской образованности" на стадии заключения договора на платную медицинскую услугу. 
Как показала практика:
- В большинстве случаев подпись в форме информированного добровольного согласия для пациента - чисто формальная процедура, никак не влияющая на его решение согласиться, не согласиться  принять медицинскую манипуляцию, процедуру, услугу,  а об его так называемой "информированности" относительно альтернативных видов и методов обследования и лечения и говорить нечего.
- Пациент практически всегда в процессе лечения лишен возможности не то что ознакомиться со своими медицинскими документами, но зачастую - не знает своего диагноза, прогнозов, как его обследуют и чем его лечат или собираются лечить, а соответствующие вопросы со стороны пациента лишь настраивают негативно, озлобляют лечащего врача.
- При заключении договора оказания платных медицинских услуг лишь каждый десятый пациент читает его текст, 
- При получении медицинских услуг каждый второй пациент (или его представитель, плательщик по договору) не получает и соответственно не подписывает договор платных медицинских услуг. 
- При   оплате медицинских услуг каждому  третьему пациенту не выдаются платежные документы по факту приема денежных средств за медицинскую услугу. Характерна ситуация, когда по договору платных медицинских услуг проводится "через кассу" минимальная номинальная денежная сумма,  а  основная денежная масса течет "налом" в каманы медперсонала.   
Отсюда понятно, что многомиллиардный "серый кэш" в медицинской отрасли России  лишь усугубляет проблемы цивилизованных решений спорных ситуаций по договорам платных медицинских услуг,  и  без наведения порядка в этой сфере существенных изменений с правами пациента не предвидется.
Понятно, что при подобных ситуациях  (нередко в стоматологии, косметологии) говорить о решении споров, связанных с некачественно оказанной медицинской услугой  или  досудебных решениях спорных ситуаций вообще смысла нет так как нет предмета. Свидетельские показания передачи денежных средств за оказанную медицинскую услугу в суде допустимыми доказательствами являться не могут. Другое дело, когда в ситуации отсутствия договора и платежных документов имеются признаки причинения вреда здоровью или причинение смерти (по неосторожности, ст. 109 УК РФ),  в этом случае договор как доказательство гражданско-правовых отношений с медицинским учреждением первостепенного значения не имеет.
Итак, подписанный стронами договор платных медицинских услуг (грамотно составленный текст договора в полном соответствии с российским законодательством), является основой цивилизованных отношений. И при предъявлении претензий со стороны пациента  по качеству платной медицинской услуги договор имеет первостепенное значение.
Но каким образом в договоре можно отразить всё? Кто-то возразит, что "медицинская наука - наука не точная" и в этот договор "невозможно вместить все медицинские нюансы и клинические ситуации", "все этапы обследования и лечения на стадии заключения договора еще не известны и не могут быть известны", "цена договора в зависимости от сложности ситуации и объема лечения может существенно увеличиться в процессе лечения" и так далее. 
Но эти  и подобные им объяснения никак не противоречат и не конфликтуют с законными требованиями пациента, -  "на каждом этапе обследования знать то, что знает лечащий врач относительно статуса своего здоровья,  вариантов лечения,  сколько это будет стоить, сколько времени будет длиться лечение и каковы критерии оценки качества лечения".  
В приложениях к договору возможно указывать любые значимые для сторон условия, что не ущемит ни чьих прав. Неотъемлемой составляющей любого договора оказания платной медицинской услуги являются приложения, в которых указываются, должны указываться вышеперечисленные условия, что обеспечит прозрачность, понятность отношений врач-пациент, медицинское учреждение - пациент. Закон не запрещает указывать в качестве приложения к договору:
- медицинскую карту пациента,  в которой подробно обозначаются все этапы обследования, лечения и их результаты, 
- поэтапную смету обследования и лечения.
Из вышеуказанного следует ряд простых выводов.
Если медицинское учреждение нацелено прочно и надолго занять рыночную нишу в отечетсвенном здравоохранении надо мотивировать своих работников привлекать клиентов (пациентов) уважительным равноправным (партнерским) отношением с последними. Это прежде всего означает, - не обманывать пациента, решать все вопросы и споря, не доводя жалобы до суда. 

Количество показов: 751
Автор:  Айвазян Д.В.

Возврат к списку

Раздел моего сайта, посвященный новостям, происшествиям, событиям;  содержит сведения  о последних событиях в мире,  происшествиях в нашей стране,  в Москве под углом правозащитной направленности моей деятельности. Новости и статьи  адвокатом  частично берутся из средств массовой информации, частично - из своей собственной адвокатской практики. В случае, если Вы в этом разделе не нашли ответов на свои вопросы или нашли статью, похожую на уже ранее Вами прочитанную на иных интернет-ресурсах, и у Вас появились соответствующие вопросы, - готов принять Ваши пожелания, замечания;  пишите мне по майлу 5435006@mail.ru или через почтовую форму. СпасиБо.


Яндекс.Метрика